На мосту Сан-Анжело в Риме установлено десять фигур ангелов, по меньшей мере, история двух из них очень увлекательна. Но не будем забегать вперед.
Мост Сан-Анжело построен в очень далеком 134 году н.э. по приказу императора Адриана исключительно из прагматических целей, связать оба берега Тибра специально для подхода к своей гробнице в Мавзолее, сейчас это замок Сан-Анжело.
Первоначально мост был украшен арками на обоих берегах, а на его ограждениях были установлены статуи Побед, держащих императорские короны и символизировавших жизненный путь Адриана. В 1300 году статуи были разрушены при очень странных обстоятельствах и долгое время мост оставался пустым, периодически его использовали для демонстрации тел казненных на площади Piazza di Ponte, расположенной на левом берегу Тибра возле Ponte Sant'Angelo.
В 1535 году по приказу Папы Клемента VII мост стал обретать новые статуи, первыми появились статуи апостолов Петра и Павла, именно они сохранились на своем месте до наших дней. Немного позже к ним были добавлены статуи других библейских персонажей, но в 1669 году, по заказу Папы Клемента IX Джан Лоренцо Бернини спроектировал новое ограждение для моста, а вместе с ним и создал эскизы для 10 ангелов, несущих предметы Страсти (символизирующие жертву Христа и исполнение человеческого искупления).
Так у моста появились новые ангелы. Но на этом история не заканчивается.
Двух из этих 10 ангелов Бернини вырезал сам, совместно со своим сыном Паоло ( ангел с терновым венцом и ангел со свитком). Когда работа над этими двумя ангелами подходила к завершению, Папа потребовал от Бернини выполнить их копии для своих личных нужд. Бернини, крайне недовольный тем, что его заставляют копировать самого себя, скульптуры выполнил, но они заметно отличались от первоначальных.
Мало того, после окончания работ Бернини не отдал ни одну из сделанных им скульптур по этому заказу для размещения на мосту, так они и остались у Бернини до его смерти.
Ангелы существа бесполые по определению и являются духом бестелесным, но людям привычнее воспринимать их как неких представителей создателя на Земле, а значит, мы наделяем их и полом и характером и даже именем. И Бернини, будучи человеком очень духовным, но все же человеком, выполнил обоих ангелов с анатомическими различиями, как бы противопоставляя их друг другу.
У ангела с терновым венцом, более мужественные черты лица и заметно мускулистые формы тела, а в от у ангела со свитком, более гибкая фигура и женственные черты лица. Таким образом Бернини фактически нарушил каноны изображения ангелов, но заметили эту уникальность ангелов Бернини только в наши дни, современные специалисты. Современники Бернини предъявляли претензии только к одеждам ангелов.
Единственное что Бернини сохранил, как того требуют догматы церкви - пустые глаза ангелов, тем самым он сделал всё, чтобы эмоциональное восприятие лиц не отвлекало от главного - Страстей, которые несут ангелы.
До 1729 года ангелы оставались в мастерской Бернини, и только внук Бернини, Просперо пожертвовал их в свою семейную церковь Сан-Андреа делле Фратти (Sant'Andrea delle Fratte), где сейчас и установлены обе фигуры ангелов.
Ангелы Бернини в церкви Сан-Андреа делле Фратти, слева ангел с теновым венцом, справа ангел со свитком.
Ну а на мосту Сан-Анжело установлены копии этих ангелов, выполненные другими скульпторами, даже не приглядываясь, различия очень заметны. Если окажетесь в Риме, не поленитесь добраться до церкви Сан-Андреа делле Фратти, чтобы собственными глазами увидеть эти уникальные скульптуры, выполненные великим мастером.